28 октября – Димитриевская родительская суббота



Дмитровская (Дмитриевская) родительская суббота

Обычай поминать усопших на Божественной литургии и панихидах в дни особого поминовения умерших выражает веру Церкви в то, что соборная молитва и Божественная Кровь могут изменить загробную участь наших почивших близких. И самой необходимой помощью для умершего является наша молитва о нем. И это наибольшее, что мы можем сделать, проявляя свое христианское братолюбие и заботу о памяти наших близких людей, отошедших ко Господу.

Молитва за усопших, тем паче горячая молитва, исполненная любви и самоотвержения, приятна Богу и, если можно так сказать, склоняет Его на милость по отношению к тому, кто молится, и к исполнению его просьбы.
Ведь Сам Господь говорит: «…все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21. 22).

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским.
Одержав знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле осенью 1380 года, Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву обитель.

Совершив там поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского (19 октября / 1 ноября по н.ст.).
В 2014 году этот день выпадает на 1 ноября.

В Димитриевскую субботу, как и в другие родительские дни, православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей, посещают кладбища.

Священное место

Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.

Для православных христиан, в отличие от многих других религий, тело не является «темницей для души». Христиане верят в воскресение всего человека, а не только такой его составной части, как душа. Именно поэтому и появились на Руси кладбища как Божье поле всеобщего воскресения.

Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм знамением нашего спасения — Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.

Крест на могиле православного христианина — утверждающий проповедник нашего бессмертия и воскресения. Он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Вселенский учитель Иоанн Златоуст пишет: «...По благодати Божией, наш город со всех сторон ограждается останками святых. … И самое место названо усыпальницею, дабы ты знал, что скончавшиеся и лежащие здесь не умерли, но покоятся и спят. Прежде пришествия Христова смерть называлась смертью. … Но когда пришел Христос и умер за жизнь мира, то смерть уже не называется смертью, а сном и успением. А что она действительно называется успением, видно из того, что Христос сказал: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин 11. 11). Не сказал: «умер», хотя тот уже был умершим. Также Павел говорит: «Встань, спящий», — и, дабы показать, что он говорит это о мертвом, прибавляет: «и воскресни от мертвых…» (Еф 5. 14). Видишь, как везде смерть называется сном; посему и это место названо усыпальницею, так как и самое это название полезно для нас и исполнено великого любомудрия. Итак, когда ты провожаешь сюда мертвого, не сокрушайся, потому что провожаешь его не к смерти, а ко сну. Этого названия достаточно тебе для утешения в несчастии. Знай же, куда провожаешь его, — в усыпальницу; и когда провожаешь, — после смерти Христа, когда узы смерти уже расторгнуты…»

Божье поле

Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшем из жизни. Это может быть чувство вины: человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Очень часто бывает так: человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть.
Но смерть нужно принять, как данность, как факт.
Надо отпускать близких, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают.
Каждому человеку надо от самого рождения своего учиться расставаться.

В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим.

Кладбище — это Божье поле. Опускается тело усопшего в могилу, как зерно на пашню, рассыпается в прах, чтобы восстать в славе. Поэтому бессмысленно чрезмерно скорбеть у гроба. «Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет... Сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе» (1Кор 15. 36, 42-43). «Восстанет для того, чтобы наследовать жизнь вечную, которая настолько прекрасна и не похожа на земную жизнь, что человек и не в состоянии даже приблизительно представить себе ее красот и выразить их своим языком» (ср.: 2Кор 12. 4).

Итак, для верующего христианина нет мрака смерти, нет, в сущности, и смерти, а лишь упокоение, или успение в уверенности воскресения.

Могилы на кладбище считаются местом, которое нельзя осквернять: разорять, распахивать, а тем более раскапывать. Так, по правилу Василия Великого, «Раскапывающий гробы для хищения отлучается от причастия святых Христовых Тайн на десять лет».
По установившейся вековой традиции цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются.

Наша вера живая, и наша любовь должна быть живой. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших.

Испокон веков в России на поминальных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в поминальной традиции занимали ель, сосна, можжевельник — вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь.

Мы не знаем, когда завершится наш земной путь, но знаем, что все завершится во Христе, через Которого все стало быть. Во Христе мы и воскреснем. Как показал Бог через пророка Иезекииля, кость присоединится к кости, сустав к суставу, и образуются жилы, плоть и кожа, и так восстанут (совершенные тела) (см.: Иезек 37. 7-8). И апостол, зная, что мы восстанем с телами, наставлял нас, говоря: «…тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор 15. 53). Именно поэтому христиане относятся к кладбищам как к местам будущего воскресения, особо берегут их и заботятся об их чистоте и сохранности.

Александр А. Соколовский

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Дом Горшечника" зло прикрытое добродетелью.

Чем опасно гадание по руке?

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.