Cребролюбие - пища страстей

«Сребролюбие есть пища страстей,поколику она поддерживает и раститвсеобъемлющую самоугодливую похоть». 
Авва Фалассий
Сребролюбие – корень всех зол. Кто хочет побороть страсти, тот пусть уничтожит корень, но пока сребролюбие действует в нашей жизни, то не будет у нас желаемой победы над страстями.
Затрагивая тему сребролюбия, мы косвенно касаемся и вопроса о богатстве. Господь наш говорит: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18:24-25). Проблема том, что при наличии определённого достатка мы понемножку начинаем питать наши страсти и отдаляемся от Бога, впоследствии забывая Его напрочь. Надо понимать две закономерности:
1. богатство может быть благословенным даром Бога, бедность тоже;
2. богатство может быть проклятием для человека, и бедность тоже.
В мире существуют три лагеря: 1. безбожные бедняки; 2. безбожные богачи; 3. бедные и богатые (материально) христиане. Такова этическая карта мира.
«Бедные могут обогащать богатых... Богатые – обеднять бедных...» Как различно произносит мир эти слова! Неверующие за ними подразумевают эксплуатацию бедных богатыми. Верующие во Христа видят в этом утверждении совсем другой план: бедный материально может высотой и чистотой своего духа возвышать, духовно обогащать более материально богатого человека.
И, наоборот: неблагополучный в нравственном смысле богач, конечно, «обедняет», духовно опустошает соприкасающегося с ним бедного человека. Ибо каждый не только «за всех виноват», но каждый на всех влияет, независимо от своего социального положения. В мире же постоянно, невидимо для глаз поверхностного сознания ходят, перекатываются друг через друга волны нравственных и духовных энергий отдельных людей, бывающих не только для себя, но и для всего мира фабриками добра или зла, проводниками света Христова или тьмы.
Сребролюбие приводит к предательству. Страсть сребролюбия привела не только Иуду к страшному предательству, которое он совершил, но и многие, уловляемые этой страстью, совершают предательство интересов страны, друзей, оправдывая всего лишь необходимостью «бизнеса» те разрушительные для страны и народа действия, которые тоже сродни предательству Иуды.
Австрийский психолог Виктор Франкль обращает внимание на создание уникального бизнеса – индустрии развлечений. «И начинается танец вокруг золотой свиньи. Опасным здесь является принуждение к сексуальному потреблению, исходящее от индустрии «просвещения».
Сребролюбие приводит ко лжи. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Без нестяжательности душа не может освободиться от мятежа помыслов и, не приведя в безмолвие чувств, не ощутит мира в мыслях». Если человеком обладает страсть сребролюбия, то порой ему приходится выбирать: либо обмануть и сохранить небольшое количество для него денег, либо не обманывать и потерять эти деньги. Сребролюбец выберет то, что пойдёт в материальную пользу, но никак не в ущерб своему состоянию. Господь призывает нас жертвовать собой ради ближнего своего, а не жить в своё удовольствие. Мы здесь, на земле, находимся лишь во сне. Реальная жизнь и та жизнь, которую мы заслуживаем, ждёт нас в ином мире. И эта жизнь по сравнению с вечностью – ничто.
Сребролюбие приводит к воровству. Преподобный Иоанн Лествичник обращает наше внимание на пагубность этой страсти, говоря: «Кто победил страсть сребролюбия, тот положил конец попечениям, а кто связан ею, тот никогда не помолится с чистым сердцем». Естественно, у сребролюбца будет на сердце мысль не о покаянии, а о том, как обмануть и как своровать денег, чтобы при этом не попасть под суд. Это, к сожалению, частое явление в среде политиков и бизнесменов. Воровство – душевная страсть. Господь сказал, что эта страсть исходит из сердца: из сердца исходят злые помыслы, кражи, лжесвидетельства (Мф. 15:19) и оскверняют человека.
Сребролюбие приводит к убийству. Человек, погружён в эту страсть, уже духовно мёртв, и убийство человека ради денег у сребролюбца становится обычным делом.
Сребролюбие является причиной возникновения других страстей. Преподобный Иоанн Лествичник, цитируя Священное Писание, говорит: «Корень бо всем злым сребролюбие (1 Тим. 6:10), потому что оно производит ненависть, тяжбы, зависть, разлучения, вражды, смятения, памятозлобие, жестокосердие, убийство». Преподобный Максим Исповедник говорит: «Три причины любви к богатству: сластолюбие, тщеславие и неверие; сильнее же двух первых – неверие. Сластолюбивый любит серебро, чтобы с помощью его наслаждаться; тщеславный – чтобы прославиться, а неверующий – чтобы скрыть и хранить его, боясь голода или старости, или болезни, или изгнания, и на него более надеясь, нежели на Бога, Создателя и Промыслителя всякой твари, даже до последних и малейших животных».
Дай Бог каждому из нас сил, чтобы бороться со всеми страстями, со сребролюбием в частности, но при этом необходимо всегда понимать, что всякая духовная борьба требует добродетели рассуждения, без которой все остальные хорошие поступки духовно обращаются во зло. Дай Бог нам стремления к рассуждению и избегания страстей.
Священник Леонид Бартков


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Дом Горшечника" зло прикрытое добродетелью.

Чем опасно гадание по руке?

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.