Психология саморазрушения личности

«Кто любит себя, тот любить Бога не может»

Преподобный Серафим Саровский
«Я пришел не судить мир, но спасти мир».
В этой статье хотелось бы показать психологические детали распространенного духовного заболевания, обозначаемого в Православии как себялюбие (гордыня). Ведь в той или иной степени этому недугу подвержены практически все живущие люди. Предположим, что многие знают об этом из православной святоотеческой литературы. Однако попробуем взглянуть на это явление с психологической и социальной точки зрения. Эта статья должна помочь взглянуть на себя, как на личность, со стороны, а также как на члена социального общества.
Воцерковление: неофиты и «опытные»
Время от времени в православной прессе появляются негативные статьи о новоначальных. 
В среде «опытных» церковных людей развернулась целая кампания против неофитства. Слово «неофит» стало чуть ли не ругательством: мало найдется высказываний, где бы оно употреблялось не в негативном смысле. Над делами и стараниями неофитов либо подсмеиваются и ставят их в пример «как делать не надо», либо с неприязнью обличают их. В лучшем случае говорят, что это «болезнь роста» или «духовный недуг». Достаточно вспомнить хотя бы статью «Осторожно: неофит!» Георгия Дублинского, которая под разными названиями уже несколько лет кочует из газеты в газету, из сайта в сайт.
Неофитством называют явление, когда человек, только пришедший к вере, с большой ревностью старается воплотить в своей жизни все нормы и требования христианской религии, насколько он их понимает.
Словарь Даля: Неофит  - новичок, новобранец, новоприемыш, новик; новокрешон.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии: Неофит - новичок в чем-либо. В основном значении - новый приверженец какой-либо религии. Также употребляется для обозначения нового сторонника какого-либо учения или общественного движения.
Как исторический термин, означает новых членов тайных собраний, например элевзинских таинств в древней Греции; в первоначальной христианской церкви - новокрещенные, обыкновенно с Пасхи, когда их крестили, до Фоминой недели носившие белую одежду; позже в монашеских орденах - новопостриженные.
Когда человек приходит в Церковь, Господь дает ему много благодати и сил, чтобы поддержать, пока тот окрепнет, и часто защищает от искушений, о чем и прп. Иоанн Лествичник говорит: «Господь, по особенному промыслу Своему облегчил брань для новоначальных, чтобы они при самом начале не возвратились тотчас же в мир. Итак, радуйтесь всегда о Господе, все рабы Божии, видя в этом первый знак любви Господней к вам, и что Он Сам вас призвал».
И та ревность в вере, которую переживают новообратившиеся, – она сама по себе хороша. Их искренность, жертвенность, готовность отказаться от своих привычек и комфорта, нелицемерное желание соблюдать заповеди Христовы и доверять Богу – это отнюдь не «духовный недуг», а как раз напротив.
Можно ли сохранить эту чистую радость, искреннюю и любовную ревность в деле духовного преуспеяния? Можно. История Церкви знает их предостаточно. Например, один из самых знаменитых «неофитов» – прп. Антоний Великий.
В порывах неофитства совершаются большие духовные подвиги. Однако со временем это состояние обычно оставляет новоначального. Господь отнимает от человека благодать, о которой говорит прп. Иоанн Лествичник, чтобы человек сам потрудился, осознал свои немощи и смирился. На этом этапе от человека  требуется приложение больших усилий для духовного и нравственного совершенства. И если христианин опускает руки, перестает бороться со своими, как ему кажется, усилившимися страстями и духовными недугами – неофитство проходит как удивительный и прекрасный сон. И человек начинает каменеть, черстветь, углубляться в свою, от рождения греховную природу, оставаясь при этом, возможно, прилежным прихожанином. Грубые привычки, возможно, оставлены, но навыка борьбы с душевными страстями не приобретено. Такой «прихожанин» становится теплохладным и забывает, как сказано в Апокалипсисе св. ап. Иоанна Богослова, «свою первую любовь». Он, часто начинает свысока относиться к людям, живущим вне Церкви.
 
В этой статье хотелось бы подробнее рассмотреть эту проблему с психологической стороны. Явление (душевное заболевание) самовлюбленности, неотделимое от высокомерия, часто путают с неофитством. Оно бывает свойственно и внешне «воцерковленным» людям, т.е. усвоившим внешние обычаи церковные, но далеким от духа Христовой любви и терпения немощей ближнего. Часто по людям с такого рода самомнением, к сожалению, судят обо всей Церкви. Кстати, с такими вот «опытными верующими», или, как их еще называют, «болящими» людьми одними из первых сталкиваются новоначальные и много от них страдают.
Не подумайте, что здесь речь идет только о верующих людях, этому душевному недугу подвержены все люди, вне зависимости от вероисповедания, нации, социального и политического статуса.
«Я» вместо «Мы»
Речь идет, как было сказано выше, о самовлюбленных людях. Об этом явлении много сказано святыми отцами и современными известными богословами. Итак, мы рассмотрим  психологическую и социальную сторону этого явления.
Нарциссизм (или себялюбие) – это глубокое душевное заболевание. На эту патологию не обращает особого внимания официальная медицина, только разве что в крайних случаях, когда состояния нарциссизма переходит в грубую стадию мании или психоза.
Кстати официальная медицина в России, психотерапия в частности, не занимается психологическим анализом личности. Лечат у нас не словом, не психоанализом, а сразу – инъекциями и таблетками мощнейших психотропных препаратов, от которых человек теряет свое человеческое лицо и достоинство. Предполагаю, что эта статья вызовет в медицинских кругах большое возмущение. Но это факт – медицинская психология в России практически не развита.
Обратите внимание на термины – психоЛОГИЯ и психоТЕРАПИЯ – это далеко не одно и то же. Психология по своему назначению всего ближе находится к христианству.
Итак, человек, страдающий недугом нарциссизма, мало чем отличается от состояния новорожденного младенца. Отличие состоит лишь в том, что для младенца внешний мир (люди, общество, природа и др.) еще не возник как реальность, а для взрослых «болящих»  внешний мир перестал существовать как реальность.
Естественная, природная любовь к себе, инстинкт самосохранения, осознание себя как личности у больного нарциссизмом приобретает уродливую форму. Его «я» вытесняет все вокруг.
 
Особый род нарциссизма можно наблюдать у людей, обладающих огромной властью. Такие люди делают все, что пожелают. Их власть кажется безграничной, и только болезнь, смерть или старость могут им помешать. Они поступают таким образом, как будто не существует границ для их прихотей и жажды власти. Для решения общечеловеческих задач им приходиться перешагивать через свой властный эгоизм, чтобы выйти за границы своей болезни, однако им это удается редко. Они – боги. Чем больше человек пытается стать Богом, тем больше он изолируется от людей. Изоляция нагнетает на такого «бога» всевозрастающий страх. Такому человеку кажется, что все вокруг – враги, и чтобы справиться с этим страхом он все больше и больше укрепляет свою власть и нарциссизм. Результатом такого состояния будет психоз. Это состояние, когда человек порвал все связи с внешней реальностью. Он весь переполнен самим собой, он превратил себя в бога и в весь мир.
Непонимание или болезнь?
Менее тяжкое, но также распространенное душевное заболевание человека – состояние, когда человек не воспринимает интересы и ситуацию других людей.
Например – один человек просит встречи или о чем–либо у другого. Ему отвечают, что сейчас нет времени для встречи, или что его просьба не может быть удовлетворена именно сейчас. Однако просящий будет настаивать на своем, объясняя это не важностью проблемы, а тем, что дело не займет много времени, что это быстро (или рядом, или что так удобнее для него самого). Просящий не в состоянии отделить свою ситуацию от ситуации человека, к которому он обращается. Такой человек считает, что если ему самому удобно просить о встрече, или просить о чем-либо, значит это должно быть удобно и ответной стороне.
Человек способный побороть свой эгоизм скажет в такой ситуации: «Я вас понимаю, извините за мое беспокойство». «Болящий» же будет продолжать настаивать на своем, и при этом еще критиковать и обвинять в равнодушии сторону, не удовлетворяющую его просьбу.
Гибель Эхо. О древней легенде
Другой вариант нарциссизма копирует греческую легенду о юноше Нарциссе, который пренебрег любовью нимфы по имени Эхо, умершей затем от разбитого сердца. Юношу за это наказала богиня Афродита, наслав на него проклятье. Молодой Нарцисс влюбился в собственное отражение в воде и погиб от восхищения собой. 
Самовлюбленность – это действительно проклятие для человека.
 
Наглядность легенды видна на картинах, где изображен легендарный юноша. Картина образно показывает направление всей душевной и духовной деятельности страдающего человека. Вся его энергия направлена в плоскость – в воду, которая растворяет в себе все и вся. Он видит там свое отражение, отражение смерти.
 
Человек, влюбленный в себя не видит ничего кроме плоскости, он отвернулся от неба, от Бога и погружен всем сердцем, душой и умом вниз, в плоскость, в прах.
Свет мой зеркальце, скажи…
Есть женщины (сейчас и молодые мужчины) часто проводящие время перед зеркалом. Они причесываются, подкрашиваются, посещают дорогие салоны красоты. Делают они это не только из тщеславия. Такие люди прямо одержимы своим телом, своей красотой. Тело  для них – единственная реальность в этом мире. С возрастом у таких людей появляется страх болезней, хотя уже красоте уделяется меньше внимания. Такое явление называют ипохондрией. Все эти недуги объединяются в одном – человек занят своей персоной, что ограничивает интерес к окружающей реальности.
Моральная ипохондрия – дело здесь обстоит еще хуже. Человек занят не своей внешностью, а только своим внутренним, душевным состоянием. Человек все время думает, как бы не провиниться, что он сделал неправильно, в чем согрешил. При этом со стороны и в собственных глазах он видит себя совестливым и глубоко моральным и верующим человеком, даже готовым заботиться о других. На самом деле такой человек занят только собой, своей душой и совестью, что о нем скажут другие. Он живет только для себя. Другие люди, их проблемы и беды, реальность таких людей мало интересует.
В отличие от тщеславия, нарциссизм менее заметен для неопытного взгляда.
В нашей повседневной жизни нарциссизм проявляется в менее выраженной форме. Для наглядности приведем анекдот, который прекрасно выражает эту тему. Один поэт встречает друга, долго и нудно рассказывает о себе и своих делах. Наконец он говорит: «Что я все о себе, да о себе, давай поговорим о тебе. Как тебе понравилась мои последние стихи?» Этот поэт является типичным примером тех, кто занят только собой и интересуются другими постольку, поскольку они являются как бы эхом, отражением его персоны.
Как можно распознать больного?
Человеку, болеющему самовлюбленностью, свойственны качества самодовольства. Если он скажет несколько слов, то делает выражение, будто он сказал нечто очень важное. Обычно такие люди не слушают других, часто перебивают собеседника, впрочем, им вообще не интересно, что говорят другие. Если этот человек умен, он для вида может задавать вопросы и делать вид заинтересованности.
Нарциссы очень болезненно реагируют на любую критику в их адрес. Он будет оспаривать обоснованную критику, будет проявлять гнев или подавленность.
Также самовлюбленный человек может быть с виду скромный и безропотный, однако быть влюбленным в свою эту безропотность и скромность.
Часто признаки нарциссизма, особенно в крайних проявлениях, можно определить внешне - по выражению лица этого человека. На лице такой личности можно увидеть блеск ума или некую усмешку, которая одним придает выражение самодовольства, другим, сияющим от счастья, – ребячливости, что вызывает доверие. У таких «болящих» людей особый блеск глаз, который одни принимают за признаки святости, другие – за признак помешательства.
Как бы не выглядели формы этого душевного заболевания, - а таковых множество, здесь же перечислены только самые яркие, - общим для них является отсутствие подлинного интереса к внешней реальности, к реальным людям, к реальным проблемам общества.
Уход от мира …
К сожалению можно наблюдать, как в среде верующих одобряется тенденция отрицания реальности. Не в смысле отрицания зла мiра сего, греха, а отрицания самого этого мира, внешней среды  - общества, государства, людей, общественных явлений. Часто из уст верующих можно услышать такие фразы, отдельные или все вместе: «Мы не смотрим телевизор, не читаем газет, не слушаем радио, не участвуем в политике, не ходим на выборы, у власти масоны, в бизнесе воры, и вообще кругом зло…» и прочее и прочее. Но такие люди, как правило, совершив внешний акт удаления от общества, не занимают силы своей души внутренним духовным деланием, борьбой со страстями, жительством во всем по заповедям Христа. Внешне такой человек принимает на себя порой и аскетическое, почти, что иноческое делание, а на самом деле устраняется от реальных проблем, оставаясь при этом глубоко страстным человеком. К монашеству не все способны. Такому человеку лучше оставаться в миру, стараясь в нем жить по-христиански, познавая свои немощи и смиряться от этого, а также и бороться со злом мира сего и трудиться для Церкви. Таким образом, постепенно приобретая смирение, такой христианин научается и любви христианской, к которой он призван Христом: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Между тем неразумное удаление от мира в затвор развивает гордыню. Поэтому подобные «подвижники» приравнивают себя к монахам, к пророкам, и с этой высокой колокольни смотрят на «падший мир», обвиняя и осуждая всех и вся. Они забывают слова Христа, Который говорил: «Я пришел не судить мир, но спасти мир».
Видимо, для многих гораздо легче увидеть зло вокруг, чем увидеть зло в себе, увидеть свою душевную и духовную болезнь и бороться с этим.
 
С точки зрения психологии вышеупомянутый уход от мира может быть связан с болезненным проявлением нарциссизма, когда внешняя реальность для больного человека, его область «не-Я» – неполноценна, аморальна, опасна и враждебна. Человек с таким убеждением приходит к колоссальному искажению вещей. Все, что вне его интересов – недооценивается, а то, что касается его личности – переоценивается.
Предметы и качества самовосхищения
Человек не обязательно может влюбляться только в свою личность. Нарциссизм может проявляться как пристрастие нарцисса к отдельным своим качествам, например, - к чести,  к образованности,  к интеллигентности, к физическим способностям, к остроумию, к отдельным членам своего тела  - носу, волосам, ногам и др. Если спросить такого человека, что есть его личность, он скажет, что «он» это - его разум, совесть, богатство и другое. 
Это заболевание проявляется и когда больной человек переносит свой нарциссизм на все, что связано с его личностью в этой жизни. Идеи, имущество, родственники, дети, друзья – все, что входит в сферу его интересов и служит пищей для самолюбования.
Часто любовь родителей к своим детям имеет нарциссический характер. Они считают, что их дети самые красивые, умные и они лучше других. Родители переносят свое нарциссическое «Я» на детей, и видят в них продолжение своей личности, не осознавая того, что ребенок – это совершенно отдельная личность.
Языческие культы и религии, их идолы как раз представляют и питают различные нарциссические аспекты человека и его природы.
 
В отличие от язычества православное христианство призывает человека избавиться от недуга самовосхищения и самовлюбленности. Заповеди Христовы направляют человека любить Бога, близких, родителей, своих врагов. Пример – Сам Христос, Который добровольно пожертвовал своей жизнью за падших людей, показав людям истинный путь духовного совершенства, путь спасения от смерти.
К сожалению, некоторые люди и целые общества могут из какой-либо идеи сделать культ самовосхищения и насильственно навязывать его всему миру. Например, так делали католики в своих крестовых походах, в инквизиции, когда именем Христа мечом и огнем уничтожались нехристиане, а протестанты вырезали индейцев в Северной Америке. Эти несчастные верующие вообразили себя мечом Правосудия, приравняв себя к Богу.
Человек может передавать свои страсти в общество, находясь в поисках удовлетворения своих больных идей. Тяжелые последствия бывают, когда общественный деятель или политик, больной нарциссизмом начинает любыми средствами добиваться одобрения своих фантазий среди миллионов людей. Они ищут восторженных возгласов, аплодисментов, сопровождающих массовый психоз народа. Вспомним Ленина, Гитлера, сюда же можно отнести и Сталина, явно страдающего от этого заболевания.
Вожди, больные манией величия, «лечили» свой нарциссизм тем, что переделывали общество под себя, физически уничтожая вокруг себя каждого критика, каждого, кто не принимает этих бредовых идей.
 
Посмотрите, как США сегодня проводят политику демократизации по всему миру. Североамериканская демократия стала нарциссической страстью целого государства! Они считают эту систему самой лучшей, и лучше, по их мнению, быть не может, а кто не согласен, того ждет экономическая блокада или военная расправа.
Общественный нарциссизм как источник насилия
Индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой. Род, нация, религия, раса и подобное помещаются на место индивидуального поклонения и превращаются в предмет нарциссической страсти.
Существование группового нарциссизма зависит от веры людей в их исключительность, превосходство над другими, или, по крайней мере, в свою правоту.
Если в группах, обществах, нациях, религиях нарциссизм (любование своим блеском, славой, красотой, умом, своими убеждениями) преобладает над благородными целями созидания, творчества, служения ближнему и обществу, то рано или поздно наступает моральная, нравственная, духовная, физическая деградация и распад этого общества или группы.
В обществе, которое ориентирует большинство своих членов на материальное удовлетворение, вместо духовного развития, со временем появляются признаки злокачественного нарциссизма. Для людей бедных в культурном и духовном отношении, нарциссическая гордость к принадлежности к этой группе (нации, религии, расе) является единственным источником удовлетворения. Жизнь для людей в таких обществах не представляет интереса, у них нет творческого и духовного развития, что приводит к крайним, экстремистским проявлениям нарциссизма. Для примера можно сказать о расовом нарциссизме «третьего рейха» в Германии, воплотившегося в государственную политику и международную агрессию в 30 годах XX столетия. Дикий расовый нарциссизм существует и в наши дни, например в южных штатах США, в странах постсоветской Прибалтики, где например, многие русские считаются «не гражданами» страны. Во всех этих случаях рассадником нарциссических чувств остается мелкая буржуазия (еще их называли мелкими лавочниками).
Отсталый и обделенный в духовном и культурном отношении класс, без надежды на изменение своей ситуации (так как эти группы являются пережитком прошлого) знает только единственное удовлетворение - непомерно раздутое представление о себе, как о самой значительной группе в мире, которая чувствует свое превосходство над другими, по их мнению, неполноценными группами. «Даже если я не очень богат, необразован, я все же представляю нечто важное, поскольку я принадлежу к самой замечательной группе в мире: «Я – белый». Или: «Я – ариец».
 
Групповой нарциссизм распознать сложнее, чем индивидуальный. Предположим, что некто рассказывает о своей семье, и говорит, что его семья – самая лучшая на земле, что только они чистые, истинно верующие, культурные и духовные люди, все остальные – глупы, грязны, неграмотны, неполноценны, враждебны. Такие высказывания будут восприняты как агрессия, грубость, наглость или как речь сумасшедшего.
Однако если оратор будет говорить в своей речи не про свою семью, а про народ, нацию, религию, страну, партию – то многие будут славить и уважать его как патриота, как правоверного и нравственного человека. Польщенный такой самовлюбленной энергией народ или группа могут совершать перевороты и революции!
 
У каждого народа есть свои достоинства и недостатки. Если народу указать в нужный момент на его славную историю, его лучшие качества, то этим можно подвигнуть его на великие свершения. Вспомним Великую Отечественную войну, когда коммунисты вынуждены были достать из советского небытия имена св. Александра Невского и др., чтобы спасти свой режим. И это надо делать постоянно для воспитания народа, а не только в нужный для власти момент. И при этом не обязательно унижать другие народы. Революция в России была сделана на ложном патриотизме, - на противоположном чувстве по отношению к исторической России.
Ораторы, провозглашающие «избранность» группы могут стать вождями. Для большинства людей «разумно» - когда с этим соглашаются миллионы. Для многих рядовых нацистов было «разумным» сжигать в газовых печах, ставить медицинские эксперименты, расстреливать, морить голодом миллионы детей, женщин, мужчин и стариков другой нации. Для верных Ленину и Сталину товарищей было «разумно» расстреливать и гноить в концлагерях миллионы православных христиан: монахов, священников, казаков, офицеров, крестьян и рабочих.
Нарциссизм сегодня
В России, например, на почве материальных трудностей, болезненных «реформ» 1990 годов, групповой нарциссизм пророс на национальной почве, в конфессиональной среде, превратившись в отдельных уголках страны в откровенный бандитизм и терроризм. 
К великому сожалению, это явление появляется сегодня среди людей, считающими себя православными, в группах, где обильно поливается почва разговорами об исключительности «русских», о «великой России» о «вражеских заговорах», при этом такие люди, как правило, настроены негативно по отношению к Православию. Появляются группы верующих по национальным признакам с маленькими национальными вождями внутри группы.
 
Возрождается и пропагандируется некоторыми людьми поклонение Сталину. В обществе с новой силой замаячил призрак К. Маркса. Руководители крупнейших Российских партий без стеснения говорят о воплощении в жизнь «идей Маркса», этого идейного «гуманиста».
Время от времени появляются инициативы «снизу», а вернее всего это проделывается истинными врагами России, различные ложные «национальные», «общественные» и «гражданские» движения, которые нагло и грубо соблазняют народ на разрушительное самолюбование и гордость своей нацией или вероисповеданием, и обязательно указывают внешних и внутренних «врагов». Главная цель этих действий – возмутить человека, отвлечь его от истинного пути, расколоть созидательное движение в России. Обычно на такие «приманки» попадают люди склонные к нарциссизму.
Больным нарциссизмом людям обязательно нужен «вождь», который воплощает самовлюбленную энергию в жизнь. Неудивительно, что в группах верующих появляются, так называемые младостарцы, и некоторые группы «верующих» приобретают свойства секты.
Реальная цель России - христианство
У России действительно есть великая миссия в мире – хранение истинного, неискаженного христианства – Православия – и проповедь о нем всему миру перед концом истории. Для этого России нужен православный монарх, а Россия должна возродиться как православная монархия и осознать смысл своего существования в служении Богу, в хранении Православия в условиях враждебной мировой апостасии, а не в материальном благополучии граждан, как это сейчас провозглашается. Но это возрождение России (ибо, только это можно считать возрождением России) без Божией помощи невозможно, а ее (Божию помощь) еще надо заслужить, что при настоящем нравственном растлении нашего народа вряд ли возможно. Но невозможное человекам возможно Богу. Эта «русская идея» обязывает нас всех православных христиан, независимо от национальности, к ответственности, к жизни во Христе, к духовному трезвению, к молитве за себя и за Россию. Хотя иные в этой русской идее ничего не видят, кроме гордыни, и гнушаются ей, а иные действительно начинают ею гордиться без осознания причин катастрофы, постигшей Россию в ХХ веке и которая отнюдь не закончилась с падением режима КПСС и продолжается сейчас.
Опасная ловушка – прелесть
Религиозные секты, как правило, существуют до первой серьезной ошибки их «вождя», после чего их звезда славы закатывается, а секта, в лучшем случае – разбегается, в худшем  - кончают жизнь самоубийством, так как все их надежды рушатся в один миг. Вспомним историю с Пензенскими затворниками, которые замуровались в подземелье, ожидая конца света. Они всю зиму 2008 года просидели в катакомбах. Весной их сооружения размыла талая вода, это и было их «концом света». Их вождь, который, кстати, не разделил «подвига отшельничества» со своими единоверцами, был помещен в психиатрическую клинику. Не дождавшись конца света, наставник затворников пытался покончить жизнь самоубийством. Ошибки у таких вождей неизбежны в силу их искаженного видения реальности, а часто и основ христианства. Нарциссически «болящий» приравнивает себя к Богу. Вместо смирения и покаяния, он начинает приравнивать себя к Всевышнему и говорить от Лица Бога, - «пророчествовать», «прозревать», а главное - приказывать. Это так популярно сегодня среди «верующих» в современном мире. Часто можно услышать: «Вот там-то старец, он прозорливый, бесов изгоняет», и т.п.. Пришедши в храм, люди часто ищут не милосердного Бога – Христа, а ищут вождя, ищут своего рабства, ищут оракулов и волшебников.
В среде верующих часто можно слышать и видеть самолюбование своей группой (приходом), своими добрыми делами, обожаемым священником, с одновременным осуждением других верующих и их пастырей. «Однако, - говорил Святитель Игнатий, - раб Христов не может быть чьим-то врагом. Где Христос, там нет зависти и рвения». «Верую… во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», - произносят христиане каждый раз на Божественной литургии, и тут же некоторые забывают эти святые слова молитвы!
 
Если же самовлюбленная группа людей находится вне традиционной религии, можно наблюдать и такие последствия как возникновение молодежных фашиствующих группировок, которые могут убить человека только за цвет кожи или за «неправильный» разрез глаз. Убить за то, что они «не такие».
Существование нарциссизма всегда противостоит рассуждению и любви. Это даже не нужно объяснять, и так понятно.
«Я есмь путь и истина и жизнь»
Православие призывает избавиться от идолов личного и группового нарциссизма, христианство говорит: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского… нет ни варвара, Скифа: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Для спасения человечества, которое словно листья на деревьях, сменяется поколение за поколением, пришел Логос – воплощенное Слово Божие – Христос: «Я есмь путь и истина и жизнь»
«Одно занятие может быть признанно истинно полезным, - говорит Святитель Игнатий, - во время кратковременной земной жизни, доколе наша череда зеленеет, - познание Христа, Который и податель вечной блаженной жизни, и путь к этой жизни. Христос присутствует в Евангелии, Евангелие – тот вертоград, в котором может найти Христа Мария – верная душа, пребывающая в покаянии… за городом, вне любви к миру. Там гроб Христов! Там плачут Его любимые – плачут пред Ним и о себе».
Каждому необходимо взглянуть на себя со стороны, сверить свои мысли, дела и жизнь с Евангелием и сделать правильные выводы.

Александр Чураков.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Дом Горшечника" зло прикрытое добродетелью.

Чем опасно гадание по руке?

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.