На что мы себя тратим?

«Только в Боге успокаивается душа моя» (Пс. 61: 2), — говорил псалмопевец Давид. А современный мир предлагает огромное количество развлечений, и в чем мы станем искать утешение — это осознанный выбор любого человека. Бог не требует от нас ничего, оставляя за людьми право распоряжаться каждой минутой своей жизни. У большинства людей, помимо работы, есть любимое занятие, которому посвящается свободное время. Отдушиной могут быть музыка, творчество, просмотр фильмов, чтение, поход в театр… Однако существует тонкая грань, переступив которую, люди сбегают от самих себя и перестают слышать голос собственной души. Хобби как полезное и приятное времяпрепровождение — это нормально; но когда оно заменяет человеку общение с Богом, то становится опасным для православного верующего.

Спорт

Какое может быть отношение к спорту у православного христианина? Наверное, такое же, как и к традиционной медицине. Здоровье — дар Божий, и нельзя халатно относиться к своему организму. Поэтому если требуется поддерживать себя в тонусе или проводить лечение с помощью специальных упражнений (только, к примеру, не йогой, являющейся ещё и духовной практикой), то здесь нет ничего плохого. А когда человек стремится к рекордам, пытаясь тешить своё тщеславие, тогда хобби превращается в страсть, и нужно вовремя это осознать.
  
Об экстремальных же видах спорта можно сказать словами Христа: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4: 7). Регулярные поиски адреналина говорят о том, что душе дискомфортно, чего-то не хватает. И вместо Того, по Ком она действительно тоскует, ей подсовывают очередную порцию эмоций. Однако такую тоску невозможно заглушить, и человеку требуется всё больше экстрима в жизни, чтобы вытеснить это, непонятное для живущего вне Церкви, страдание. К сожалению, в большинстве случаев любители острых ощущений заканчивают плачевно, но их души болят, значит, они живы. Следовательно, есть шанс прислушаться к себе, остановиться и поспешить навстречу Тому, Кто единственный в состоянии даровать покой мятущейся душе.

 О культурном отдыхе

Часто бывает, что и безобидные, на первый взгляд, увлечения (музыка, театр, творчество) могут превратиться в настоящее искушение. Здесь, думаю, немаловажную роль играет время, потраченное на хобби. Если, придя с работы, человек просматривает в течение нескольких часов любимый сериал, а на молитву перед сном едва выкраивает пять минут, то очевидно: кинематограф вреден для его души. Хорошо, когда человек слышит голос своей совести — она всегда подскажет, в какой момент лучше отвлечься от любимого занятия и уделить время Господу…

«Благочестивое» времяпрепровождение

Казалось бы, не найти более благочестивого занятия, чем паломническая поездка по святым местам! Но и тут есть подводные камни. О них рассказывает иерей Михаил Михайлов: «Паломнические поездки, конечно, должны быть, но… в меру: без надуманной цели, например, за полгода объездить некое количество монастырей. Не всё время ведь «уплетать» пирожные, иногда и чёрного хлебушка надо! Паломничество — это подвиг. Раньше на Руси было так: люди шли пешком в монастырь. Подобное паломничество могло случиться у них один раз в жизни; они готовились к нему, духовно трудились, шли с пальмовыми ветвями; сразу было видно, что они — паломники. А сегодня при взгляде на человека не всегда и понятно — паломник это или нет; мы даже в святых местах не можем сосредоточиться на духовном. Например, в одном паломничестве был свидетелем, как в храме некоторые прихожане, увидев актрису Ирину Муравьеву, стали оживлённо перешёптываться. Это, конечно, хорошо, что она приехала, но чуть в стороне от актрисы находились мощи преподобного Серафима. Получается, что для отдельных православных и в храме знаменитая актриса оказалась важнее мощей великого святого».

 Поэтому, отправляясь по святым местам, стоит помнить о цели поездки. Тот, кто едет для богообщения и молитвы, почерпнёт пользу своей душе, а ищущий новых ощущений, наверняка, навредит ей.

«Господь не заповедовал путешествия в Иерусалим как доброе дело… Перемена места не приближает к нам Бога. Где бы ты ни был, Господь придёт к тебе, если обитель души твоей окажется такова, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить…», — сказал святитель Григорий Нисский.

Ещё одним «благочестивым» времяпрепровождением нам может казаться беседа о духовном. Разговаривают себе две подруги-христианки о грехах, о страстях, о Боге и думают, что разговор такой полезен для души. Так оно и есть, коль беседа не превратилась в пустословие. Нужно помнить, что лучше разговора о молитве может быть только молитва…

«Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Постараемся держать сердце в трезвении и внимательно следить за тем, на что мы себя тратим…

 
 
Ксения ВЕСНОВА

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Дом Горшечника" зло прикрытое добродетелью.

Чем опасно гадание по руке?

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.