О грехе осуждения

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»  (От Матфея 7:1-3)
Рассматривая столь знакомое для христиан место, кажется, что очень мало можно добавить к нему. Все ясно и понятно. Вот только проблемы начинаются в тот момент, когда жизнь ставит нас перед необходимостью выполнять его.

1.   Осуждения – христианская проблема
Казалось бы, кто, как не христианин должен быть предельно далеким от каких-то осуждений. А ведь практика показывает, что именно этот порок является наиболее распространенным в среде верующих людей. На первый взгляд все предельно просто – не осуждай никого и тебя не будут осуждать. Быстро осознав данное требование, можно более не возвращаться к нему. А что, если постараться на протяжении одного или двух дней в абсолютной точности следовать данной Христом заповеди? Не просто иметь в виду это место, а следить, чтобы ни в одном слове его не нарушить. Как думаете, удастся это вам?
Одна женщина в разговоре с подругой воскликнула: «Та сестра постоянно всех осуждает, это же невозможно так жить для христианина!» Хочется невольно задать вопрос: «А что ты делаешь в данный момент времени, не то же ли самое?» Павел говорит: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого» (Рим.2:1)
Конечно, совсем ничего не обсуждать мы не можем. Однако в Иове 36:17 сказано «суждение и осуждение – близки». То есть нам следует всегда бодрствовать в словах, чтобы случайно не осудить, кого бы то ни было!
Один человек, называющий себя особенно просвещенным христианином, говорил, что ему Бог открыл обо всех учениях христианского толка. Он может назвать все заблуждения и ереси, которые присутствуют в других церквях. На вопрос, почему он так уверен в собственной правоте, он ответил, исказив смысл слов апостола: «Я, как духовный, могу судить обо всем, а обо мне не может судить никто, ведь я духовный».
Однажды три человека, застигнутые ночью в поле, увидели одинокого путника. «Это вор и вышел на ночное дело» - подумал первый. «По всей видимости, данный человек идет на свидание» - решил второй. «Несомненно, этот странник держит путь в соседний город для того, чтобы утром праздновать великий христианский праздник» - рассудил третий путник. Несложно догадаться, что каждый из них мерил собственной меркой одинокого бедняка. То же самое происходит в духовной и повседневной жизни, когда мы оцениваем поступки окружающих нас людей.
Оказывается, что при ближайшем рассмотрении запрет на осуждения становится чрезвычайно тяжелым и практически невыполнимым. Отчего же все так сложно?
2.   Осуждение как порок
Драгоценные братья и сестры! Все дело в том, что живя в земном теле, мы с совершенно разными мерками подходим к себе и другим. Именно поэтому Христос говорит о ненормальной ситуации, когда человек с бревном в глазу пытается сделать замечание тому, у кого в глаз попала ресничка!
При всей парадоксальности такого явления, практически все мы являемся именно такими людьми. Осуждение других является невидимым раствором, который  скрепляет наши пороки в мощную стену. Как раз эта стена и закрывает доступ евангельского света в нашу душу, и пока мы не освободимся от столь тяжелого бремени, никакого духовного роста быть не может, а только разрушение и постепенное сползание в пропасть греха!
Осуждение, как и гордыня, является грехом сугубо духовного характера, и в этом все его коварство. Человек, укравший какую-то вещь виновен, так как имеет состав преступления. То же касается блудника, злоречивого или лживого человека. Что же делать с христианином, который ходит два раза в неделю в Церковь, занимается пением или изучением Слова и нет, казалось бы, недостатка в духовности. Одна беда! Увидит эта душа, как кто-то одет не в такую одежду, или поступил некрасиво, или сказал лишнее – и уже не может удержаться, чтобы не осудить такового.
Дорогие друзья, если бы сегодня каждый понял, что судить другого столь же страшно, как подписывать собственный приговор! Написано: «Каким судом судите – таким будете судимы». Это значит, что чем более скрупулезно, детально и придирчиво я сегодня исследую и осуждаю чужую проблему, точно так завтра будут исследовать и судить меня.
3.   Осуждение - признак духовной слепоты
Когда пророк Нафан пришел к Давиду, он сказал ему следующее:
«В одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты - тот человек» (2Цар.12:1-7)
Обратите внимание, что Давид сильно разгневался. Возникает впечатление, что его гнев был вполне справедлив и оправдан, ведь действительно, богач поступил крайне плохо. Однако в момент самого серьезного осуждения каждый должен быть готов к словам: «Ты – тот человек!»
Давно известно, что мы, люди, более склонны замечать в других такие пороки, которые присутствует у нас самих! Следовательно, когда нам кажется, что кто-то слишком высокого мнения о себе, стоит задать вопрос: не горд ли я сам; когда мы думаем, что кто-то недостойно ведет себя, стоит разобраться в своем собственном поведении. И еще, обратите внимание на одну важную вещь! Давид, будучи весьма мудрым и смекалистым человеком, совершенно не смог увидеть в нехорошем богаче себя самого. Другими словами, в момент осуждения, мы не видим никого, кроме того, на кого направляем свое «праведное» негодование. А Писание говорит: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5)
В качестве примера души, которая судит других, можно привести следующую историю. Одна семья волей обстоятельств была вынуждена сменить жилье. Приехав в новый дом, они навели там свои порядки и сели отдыхать. Однако выглянув в окно, жена с удивлением заметила, что соседка повесила сушить белье в грязных пятнах. Выразив свое негодование, и детально рассудив о глупости, лености и бесхозяйственности соседки, женщина умолкла. Та же история продолжалась несколько дней. Едва заметив грязное белье, которое сохло на дворе, новоявленная хозяйка вновь и вновь начинала рассуждать о нерадивости соседки. В очередной солнечный день, ближе к полудню женщина воскликнула, обращаясь к мужу: - Гляди, сегодня, наконец-то, белье полностью чистое! На что муж ответил: - да нет, просто сегодня я встал рано утром, и хорошенько помыл наши окна!
Так случается и в большинстве наших случаев. Мы склонны осуждать чужие пороки не замечая, что именно эта проблема в утроенном виде живет в нас самих.  Да и вообще, Павел говорит:
«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (К Римлянам 14:4)
«Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (К Римлянам 14:13)
Таким образом, нам прямо говорится, что находясь в больнице и болея воспалением легких, несерьезно делать замечание человеку, который пришел в ту же больницу с легким отравлением. Кто ты, что судишь чужого раба даже в том случае, когда тот падает?! О, если бы мы всегда имели эти слова в своем сердце. Да сохранит нас Бог от осуждений!
4.   А если судят нас?
Все, сказанное выше мы относили к тем, кто судит других. А как быть, когда кто-либо осуждает нас? Учитывая то, что мы абсолютно доверяем Святому Писанию, истина, высказанная Христом, остается непреложной: «Не судите, да не судимы будете». Причем речь идет не о том, чтобы в задушевной беседе со своим другом не осуждать кого-то, а вообще, не судить, то есть даже в сердце или в уме своем!
Как говорили древние мужи, прежде чем кого-либо в чем-то упрекнуть, обуй его обувь, пройди его путь, споткнись обо все его камни и перенеси все тяготы, которые перенес он!  Наверняка после этого нам не захочется осудить того, который минуту назад был страшно виновен в наших глазах! Но каждый человек, так или иначе, повинен в грехе осуждения.
Приходится и нам периодически слышать, что кто-то из знакомых пустил нехорошую молву о нас или осуждает наши поступки, не зная, чем они вызваны. Все это малоприятно, и порой люди теряют мир в сердце и сильно страдают от таких пересудов. Мудрый Соломон на это говорит:
«Не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» (Еккл.7:21-22)
Да и вообще, если разобраться, каждый может вспомнить, когда он судил кого-то. Чего же мы столь болезненно реагируем, когда слышим, что нас судят также детально и внимательно, как и мы когда-то?
Однажды в детстве, знойным днем я, пятилетний ребенок, бродил по двору. Тут подъехал добрый сосед дядя Саша, который всегда катал нас, толпу детей, на мотоцикле с коляской.  Любя детей и будучи необычайно внимательным, он указал мне на выхлопную трубу, которая блестела на солнце и сказал: «Она очень горячая, не дотрагивайся до нее». Однако едва он зашел в дом, я подбежал к мотоциклу и дотронулся босой ногой до запрещенной трубы. В одну секунду, получив ожог от раскаленного металла, я закрутился на месте и что было сил, полетел домой.
Вопрос: могу ли я кого-то осуждать в своем ожоге? Ведь было ясно сказано – не дотрагивайся. Также и мы, не можем обижаться, когда слышим о тех или иных пересудах в наш адрес, так как сказано: «Не судите, да не судимы будете».
Павел, будучи святым человеком, говорил так:
«Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1-е Коринфянам 4:3-5)
То есть, даже в том случае, когда нам кажется, что мы живем достойно христианского звания, можно услышать о себе несправедливые и осуждающие слухи. Пусть слова Павла будут для таковых утешением.
5.   Заключение
Как бы хотелось, чтобы из уст христиан никогда не было слышно ни малейшего осуждения в адрес даже самых нехороших людей. Древняя еврейская мудрость гласит: «Оправдай каждого». Это значит, что не нужно искать подтверждения своим плохим мыслям о человеке, а наоборот, заботится о том, чтобы понять его и оправдать в своем сердце. Сам Спаситель, находясь на кресте, как будто оправдывал беснующуюся толпу, прося, чтобы Бог простил их, так как они просто не понимают что делают! Пусть слова Христа станут для нас путеводной звездой при каждом разговоре:

«…от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (От Матфея 12:37)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

"Дом Горшечника" зло прикрытое добродетелью.

Чем опасно гадание по руке?

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.