Церковные свечи. Что нужно знать о свече


Церковные свечи это прежде всего символ молитвы верующего человека; изготовленная из воска – вещества самого чистого и благоуханного, получаемого от цветов, – она означает чистоту и искренность нашего приношения и жертвы Богу. Впоследствии состав церковной свечи изменился, но в Русской Православной Церкви чистый воск входит в них неотъемлемой частью.

Каждая церковная служба совершается при возжженных свечах и светильниках, и мы видим многообразие духовно-символического значения возжигания их – в ознаменование того, что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озаряет наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в Лице Иисуса Христа (2Кор. 4:6), просвещающего мир светом духовным (Ин. 1, 9; 8, 12).

Горящие в храме свечи являются также выражением благоговения молящихся, их любви и жертвы Богу и вместе с тем радости и духовного торжества Церкви, напоминая своим горением о невечернем свете, который в Царстве Небесном веселит души праведных, благоугодивших Богу.

В Ветхом Завете, когда был устроен первый Божий храм на земле – скиния свидения, службы совершались там со светильниками, как повелел Сам Господь (Исх. 40:4,25). По образу Церкви Ветхозаветной возжжение свечей и лампад с елеем стало непременной принадлежностью богослужений Новозаветной Церкви.

В Деяниях апостолов говорится о возжжении светильников за богослужебными собраниями в апостольское время. Так, в Троаде, где собирались ученики Господа в первый день недели – воскресенье для преломления хлеба, то есть для совершения Литургии, в горнице было много светильников (Деян. 20:8). Упоминание о большом количестве светильников говорит об их применении не просто для освещения, но в духовном значении.

На основе древнехристианского обряда внесения светильника на вечернем богослужении исторически сложилось современное последование богослужения вечерни с вечерним входом и пением древнего церковного гимна «Свете тихий«, в котором нашло выражение христианское учение о духовном свете, просвещающем человека, о Христе – Источнике благодатного света. Последование утрени также связано с идеей нетварного Света Христова, явленного в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. «Никогда не совершается у нас богослужение без свечей, – говорит Тертуллиан (II в.), – но мы употребляем их не для того только, чтобы разогнать мрак ночи, Литургия совершается у нас и при свете дневном, но для того, чтобы изобразить через это (горящие свечи) Христа – Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».

«Во всех Восточных Церквах, – пишет блаженный Иероним (IV в.), – когда следует читать Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости… чтобы под образом чувственного света показать тот Свет, о котором говорится в Псалтири: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105)».

«Лампады и свечи суть образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники», – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII в.). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечи Блаженный Симеон Солунский (XV в.) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их, сиявших в мире…»

Православные люди, посещая храм Божий и вступая во внутреннее молитвенное единение с Господом, Его Пречистой Матерью и святыми, возжигают пред их иконами свечи. Горящая пред иконой свеча. – это знак нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его.

Возжженная свеча– символ и нашей пламенеющей и благодарной любви к Богу.
Церковный Устав содержит указания, когда и где возжигаются свечи за вечерней и утреней и прочими службами (Типикон, глл. 24, 25). Во время некоторых нарочитых (особых) богослужений молящиеся не только ставят свечи пред иконами, но и сами стоят с горящими свечами в руках. Так, в Типиконе под 26 сентября – служба апостолу Иоанну Богослову – говорится: «даются свети братии» (на полиелее).

В праздник Входа Господня в Иерусалим, на утрени, после чтения Евангелия и освящения верб, вместе с вербами – знамением Воскресения – мы держим в руках зажженные свечи изображая этим величие торжества праздника и немеркнущий свет нашей веры в Воскресение для жизни вечной.

Во время чтения на утрени Великой Пятницы (обычно в четверг с вечера) 12 Евангелий Святых Страстей молящиеся при слушании зажигают свечи и держат их в руках, переживая страдания Господа и пламенея духовной любовью к Нему. У русских верующих людей издавна принято нести в дом свой зажженную свечу от утрени Страстей Господних и начертывать ею крест на дверях своих в воспоминание страданий Господа и в знак ограждения от зла.

В Великую Пятницу на вечерне при выносе из алтаря Плащаницы Христовой и во время утрени на погребении Христа Спасителя в Великую Субботу все, находящиеся в храме, стоят пред Плащаницей с зажженными свечами в знак любви к Господу, распятому и умершему, и веры в Его Светоносное Воскресение.

В праздник Святой Пасхи, с момента крестного хода вокруг храма в память шествия со светильниками жен-мироносиц ко Гробу Спасителя верующие держат в руках зажженные свечи до окончания Светлой заутрени, знаменуя этим величайшую радость и духовное торжество – «Христос бо воста, веселие вечное».

При архиерейских служениях издревле употребляются особые светильники со свечами. Верующие с благоговением преклоняют главы, когда архиерей осеняет – благословляет возжженным дикирием (двусвещником), знаменующим два естества Господа Иисуса Христа – Божеское и человеческое, и трикирием (трехсвещником) – во образ Святой Троицы.

Кроме того, возжигается примикирий (лампада), с которым иподиакон стоит у царских врат. против посошника.

При совершении святых Таинств также возжигаются С. Последование святого Крещения совершается по облачении священника, «вжигаемым всем свещам».
У купели крещаемого ставятся три свечи в знак того, что Крещение совершается во образ Пресвятой Троицы. Крещаемый и восприемники при обхождении вокруг купели, по миропомазании держат зажженные свечи, выражая этим радость, что в спасительную ограду церковную, в вечный союз со Христом вступает новый член Церкви.

По существующему издревле обычаю в Русской Православной Церкви, во время Таинства Покаяния пришедший на исповедь приносит незажженную свечу как дар Богу и в знак надежды восприятия от Господа прощения.
По обручении жениха и невесты священник «назнаменует их» главы трижды и дает им свещи возжены», и они входят в храм для совершения таинства Брака, держа в руках горящие свечи в знак сердечной любви друг к Другу и желания жить по благословению Церкви – светло, чисто и радостно.

В Таинстве Елеосвящения по древнему обычаю возжигаются семь свечей над елеем в ознаменование благодатного действия даров Духа Святого. Болящий, по возможности, и все молящиеся держат в руках зажженные свечи, выражая веру и надежду, что болящего осенит благодать Божия и ему будет ниспослано здравие душевное и телесное.

Когда приносится в храм тело почившего, то вокруг гроба ставятся четыре свечи, во образ Креста, как свидетельство, что умерший был христианином. Во время панихид, парастаса и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное – в невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…»

В знак молитвенного общения с почившими мы за церковными службами и в память их, по общепринятому обычаю, ставим свечи «на канун», столец с изображением Распятия, на который поставляются приношения в память усопших, прежде всего свечи и кутия.

Можно отметить еще некоторые богослужения, на которых свечи употребляются в специальном значении. Так, на вечерне, начинающей Литургию Преждеосвяшенных Даров, иерей по прочтении первой паримии дня осеняет народ возжженной свечой и кадилом, возглашая: «Свет Христов просвещает всех».

Возжигаются также свечи пред Крестом и Плащаницей Спасителя и Божией Матери в дни поклонения им и пред Святыми Дарами на Преждеосвященной Литургии. В сочельники Рождества Христова и Богоявления мы видим среди храма зажженную свечу в напоминание рождения и явления миру Христа Спасителя – Подателя Света, и слышим радостное пение священнослужителями и хором тропаря и кондака празднику.

«Известие учительное» при Служебнике особо предупреждает совершителей Литургии: «Свещы горящыя… да будут.. на престоле, на жертвеннике… аще кроме (без) свещ литургисати дерзнет иерей, смертно согрешит». На жертвеннике возжигается свеча или лампада пред Святыми Дарами по перенесении Даров с престола на жертвенник.

За Литургией после возгласа предстоятеля «Святая святым» пред царскими вратами ставится возжженная свеча «к благоговейному поклонению Святому Агнцу, горе тогда воздвизаемому» и в напоминание причастникам, чтобы они, как мудрые евангельские девы, со страхом Божиим приступили к сретению Господа с горящими светильниками веры.

Богоявленская свеча возжженная во время водоосвящения, часто хранится православными как святыня. Многие благоговейно хранят свечи от утрени святых Страстей и Светлой заутрени. Иные сохраняют крещальные и венчальные свечи с крещальной срачицей и венчальной одеждой для положения в гроб свой.
Церковные свечи как и все, что относится к богослужению, освящаются Церковью для их употребления. Есть особый чин освящения свечи Среди храма на приготовленном столе полагаются свечи Священник в епитрахили и фелони возглашает: «Благословен Бог наш»,
чтец: «Аминь».
«Слава Тебе, Боже…»,
«Царю Небесный» и проч.

По «Отче наш» клир поет «Свете тихий», а священник крестообразно кадит свечи и предстоящих. Затем он возглашает: «Господу помолимся» и читает молитву: «Господи Боже сил, Иже вся добре зело сотворивый, очищаяй Именем Твоим всякую скверну и нечистоту и освящаяй вся, Сам и ныне, Владыко, прииди в настоящий час и освяти свещы сия Духом Твоим Святым. Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».
Затем священник кропит свечи святой водой, возглашая: «Благословляются и освящаются свещы сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И бывает отпуст

Из газеты «Православная Удмуртия»

Комментарии

  1. Да, очень хорошая и нужная статья! Да, мы согласны, что сегодня крайне необходимо обьяснять людям, что главная жертва- это их чистое сердце!
    К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с таким понятием, как "информационная агрессия", когда на человека со всех сторон льют поток грязных новостей. В подсознании идет подмена ценностей. Вот тогда и приходят на помощь истинные проповедники Христа. Их голоса очевидно должны стать громче.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

"Дом Горшечника" зло прикрытое добродетелью.

Чем опасно гадание по руке?

Транcерфинг реальности Зеланда - очень опасный обман.