Церковные свечи. Что нужно знать о свече
Церковные свечи это прежде всего
символ молитвы верующего человека; изготовленная из воска – вещества самого
чистого и благоуханного, получаемого от цветов, – она означает чистоту и
искренность нашего приношения и жертвы Богу. Впоследствии состав церковной
свечи изменился, но в Русской Православной Церкви чистый воск входит в них
неотъемлемой частью.
Каждая церковная служба совершается при
возжженных свечах и светильниках, и мы видим многообразие духовно-символического
значения возжигания их – в ознаменование того, что Бог, повелевший из тьмы
воссиять свету, озаряет наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией
в Лице Иисуса Христа (2Кор. 4:6), просвещающего мир светом духовным (Ин. 1, 9;
8, 12).
В Ветхом Завете, когда был устроен первый
Божий храм на земле – скиния свидения, службы совершались там со светильниками,
как повелел Сам Господь (Исх. 40:4,25). По образу Церкви Ветхозаветной
возжжение свечей и лампад с елеем стало непременной принадлежностью
богослужений Новозаветной Церкви.
В Деяниях апостолов говорится о возжжении
светильников за богослужебными собраниями в апостольское время. Так, в Троаде,
где собирались ученики Господа в первый день недели – воскресенье для
преломления хлеба, то есть для совершения Литургии, в горнице было много
светильников (Деян. 20:8). Упоминание о большом количестве светильников говорит
об их применении не просто для освещения, но в духовном значении.
На основе древнехристианского обряда
внесения светильника на вечернем богослужении исторически сложилось современное
последование богослужения вечерни с вечерним входом и пением древнего
церковного гимна «Свете тихий«, в котором нашло выражение христианское учение о
духовном свете, просвещающем человека, о Христе – Источнике благодатного света.
Последование утрени также связано с идеей нетварного Света Христова, явленного
в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. «Никогда не совершается у нас
богослужение без свечей, – говорит Тертуллиан (II в.), – но мы употребляем их не
для того только, чтобы разогнать мрак ночи, Литургия совершается у нас и при
свете дневном, но для того, чтобы изобразить через это (горящие свечи) Христа –
Свет несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
«Во всех Восточных Церквах, – пишет
блаженный Иероним (IV в.), – когда следует читать Евангелие, возжигаются свечи
и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости…
чтобы под образом чувственного света показать тот Свет, о котором говорится в
Псалтири: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105)».
«Лампады и свечи суть образ вечного Света,
а также означают свет, которым сияют праведники», – говорит святой Софроний,
Патриарх Иерусалимский (VII в.). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют,
что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому
Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечи Блаженный Симеон
Солунский (XV в.) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради
добрых дел их, сиявших в мире…»
Православные люди, посещая храм Божий и
вступая во внутреннее молитвенное единение с Господом, Его Пречистой Матерью и
святыми, возжигают пред их иконами свечи. Горящая пред иконой свеча. – это знак
нашей веры и надежды на благодатную помощь Божию, всегда обильно посылаемую
всем, кто с верой и молитвой притекает к Господу и святым Его.
Возжженная свеча– символ и нашей
пламенеющей и благодарной любви к Богу.
Церковный Устав содержит указания, когда и
где возжигаются свечи за вечерней и утреней и прочими службами (Типикон, глл.
24, 25). Во время некоторых нарочитых (особых) богослужений молящиеся не только
ставят свечи пред иконами, но и сами стоят с горящими свечами в руках. Так, в
Типиконе под 26 сентября – служба апостолу Иоанну Богослову – говорится:
«даются свети братии» (на полиелее).
В праздник Входа Господня в Иерусалим, на
утрени, после чтения Евангелия и освящения верб, вместе с вербами – знамением
Воскресения – мы держим в руках зажженные свечи изображая этим величие
торжества праздника и немеркнущий свет нашей веры в Воскресение для жизни
вечной.
Во время чтения на утрени Великой Пятницы
(обычно в четверг с вечера) 12 Евангелий Святых Страстей молящиеся при слушании
зажигают свечи и держат их в руках, переживая страдания Господа и пламенея
духовной любовью к Нему. У русских верующих людей издавна принято нести в дом
свой зажженную свечу от утрени Страстей Господних и начертывать ею крест на
дверях своих в воспоминание страданий Господа и в знак ограждения от зла.
В Великую Пятницу на вечерне при выносе из
алтаря Плащаницы Христовой и во время утрени на погребении Христа Спасителя в
Великую Субботу все, находящиеся в храме, стоят пред Плащаницей с зажженными
свечами в знак любви к Господу, распятому и умершему, и веры в Его Светоносное
Воскресение.
В праздник Святой Пасхи, с момента
крестного хода вокруг храма в память шествия со светильниками жен-мироносиц ко
Гробу Спасителя верующие держат в руках зажженные свечи до окончания Светлой
заутрени, знаменуя этим величайшую радость и духовное торжество – «Христос бо
воста, веселие вечное».
При архиерейских служениях издревле
употребляются особые светильники со свечами. Верующие с благоговением
преклоняют главы, когда архиерей осеняет – благословляет возжженным дикирием
(двусвещником), знаменующим два естества Господа Иисуса Христа – Божеское и
человеческое, и трикирием (трехсвещником) – во образ Святой Троицы.
Кроме того, возжигается примикирий
(лампада), с которым иподиакон стоит у царских врат. против посошника.
При совершении святых Таинств также
возжигаются С. Последование святого Крещения совершается по облачении
священника, «вжигаемым всем свещам».
У купели крещаемого ставятся три свечи в
знак того, что Крещение совершается во образ Пресвятой Троицы. Крещаемый и
восприемники при обхождении вокруг купели, по миропомазании держат зажженные
свечи, выражая этим радость, что в спасительную ограду церковную, в вечный союз
со Христом вступает новый член Церкви.
По существующему издревле обычаю в Русской
Православной Церкви, во время Таинства Покаяния пришедший на исповедь приносит
незажженную свечу как дар Богу и в знак надежды восприятия от Господа прощения.
По обручении жениха и невесты священник
«назнаменует их» главы трижды и дает им свещи возжены», и они входят в храм для
совершения таинства Брака, держа в руках горящие свечи в знак сердечной любви
друг к Другу и желания жить по благословению Церкви – светло, чисто и радостно.
В Таинстве Елеосвящения по древнему обычаю
возжигаются семь свечей над елеем в ознаменование благодатного действия даров
Духа Святого. Болящий, по возможности, и все молящиеся держат в руках зажженные
свечи, выражая веру и надежду, что болящего осенит благодать Божия и ему будет
ниспослано здравие душевное и телесное.
Когда приносится в храм тело почившего, то
вокруг гроба ставятся четыре свечи, во образ Креста, как свидетельство, что
умерший был христианином. Во время панихид, парастаса и отпевания все молящиеся
стоят с зажженными свечами в ознаменование того, что душа умершего перешла от
земли в Царство Небесное – в невечерний Божественный Свет. По установившемуся
обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных…»
В знак молитвенного общения с почившими мы
за церковными службами и в память их, по общепринятому обычаю, ставим свечи «на
канун», столец с изображением Распятия, на который поставляются приношения в
память усопших, прежде всего свечи и кутия.
Можно отметить еще некоторые богослужения,
на которых свечи употребляются в специальном значении. Так, на вечерне,
начинающей Литургию Преждеосвяшенных Даров, иерей по прочтении первой паримии
дня осеняет народ возжженной свечой и кадилом, возглашая: «Свет Христов
просвещает всех».
Возжигаются также свечи пред Крестом и
Плащаницей Спасителя и Божией Матери в дни поклонения им и пред Святыми Дарами
на Преждеосвященной Литургии. В сочельники Рождества Христова и Богоявления мы
видим среди храма зажженную свечу в напоминание рождения и явления миру Христа
Спасителя – Подателя Света, и слышим радостное пение священнослужителями и
хором тропаря и кондака празднику.
«Известие учительное» при Служебнике особо
предупреждает совершителей Литургии: «Свещы горящыя… да будут.. на престоле, на
жертвеннике… аще кроме (без) свещ литургисати дерзнет иерей, смертно согрешит».
На жертвеннике возжигается свеча или лампада пред Святыми Дарами по перенесении
Даров с престола на жертвенник.
За Литургией после возгласа предстоятеля
«Святая святым» пред царскими вратами ставится возжженная свеча «к
благоговейному поклонению Святому Агнцу, горе тогда воздвизаемому» и в напоминание
причастникам, чтобы они, как мудрые евангельские девы, со страхом Божиим
приступили к сретению Господа с горящими светильниками веры.
Богоявленская свеча возжженная во время
водоосвящения, часто хранится православными как святыня. Многие благоговейно хранят
свечи от утрени святых Страстей и Светлой заутрени. Иные сохраняют крещальные и
венчальные свечи с крещальной срачицей и венчальной одеждой для положения в
гроб свой.
Церковные свечи как и все, что относится к богослужению,
освящаются Церковью для их употребления. Есть особый чин освящения свечи Среди
храма на приготовленном столе полагаются свечи Священник в епитрахили и фелони
возглашает: «Благословен Бог наш»,
чтец: «Аминь».
«Слава Тебе, Боже…»,
«Царю Небесный» и проч.
По «Отче наш» клир поет «Свете тихий», а
священник крестообразно кадит свечи и предстоящих. Затем он возглашает:
«Господу помолимся» и читает молитву: «Господи Боже сил, Иже вся добре зело
сотворивый, очищаяй Именем Твоим всякую скверну и нечистоту и освящаяй вся, Сам
и ныне, Владыко, прииди в настоящий час и освяти свещы сия Духом Твоим Святым.
Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу,
ныне и присно и во веки веков».
Затем священник кропит свечи святой водой,
возглашая: «Благословляются и освящаются свещы сия окроплением воды сея
священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». И бывает отпуст
Из газеты «Православная
Удмуртия»
Да, очень хорошая и нужная статья! Да, мы согласны, что сегодня крайне необходимо обьяснять людям, что главная жертва- это их чистое сердце!
ОтветитьУдалитьК сожалению, сегодня мы сталкиваемся с таким понятием, как "информационная агрессия", когда на человека со всех сторон льют поток грязных новостей. В подсознании идет подмена ценностей. Вот тогда и приходят на помощь истинные проповедники Христа. Их голоса очевидно должны стать громче.