Христианское отношение к пьянству
Одной
из главных угроз здоровью людей является злоупотребление алкогольными
напитками. Сегодня проблема алкоголизма является нерешенной как в мире, так и в
Беларуси, что выводит ее из числа частных, локальных в область государственных
проблем, проблема алкоголизма давно превратилась в масштабную медико-социальную
угрозу.
Святые
Отцы пишут, что каждый из нас
имеет в себе семена всех страстей. И если пока мы к чему-то не пристрастились, в какой-то грех не впали, то это не потому, что мы такие сильные или добродетельные, а потому что Господь нас хранит. И следует всегда беречься и не надеяться на свои силы, т. е. быть смиренным. А подлинное смирение можно стяжать только в Православной Церкви.
Священное
Писание не запрещает христианам употреблять алкогольные напитки. Сам алкоголь
не является грехом. Но зависимость от вина, алкоголизм, не может присутствовать
в жизни христианина (Еф 5:18; 1-е Кор 6:12) Христиане призваны не позволять
чему — либо «господствовать» над своим телом (1-е Кор, 6:12; 2-е Пт,2:19
Cвятой
Златоуст говорит:
«Вино
дано для того, чтобы мы веселились, а не безобразничали, чтобы смеялись, а не
были осмеяны, чтобы мы здравствовали, а не болели, чтобы исправили слабость
тела, а не уничтожали душевную крепость». «Пьянство не от вина, но от
безмерного употребления: вино нам дано не для иного чего, как только для
телесного здоровья, но сему препятствует безмерное его употребление».
Трезвому
человеку совесть препятствует в совершении распутных действий, а после вина
совесть притупляется, открывая дорогу греховным похотям и желаниям
И
в пьянстве виновато не вино, а сам человек, сердце которого наполнено
безверием, отсутствием страха Божия, невоздержанием, распущенностью,
расслаблением душевных сил. Хотя вино и не греховно, но крайне опасно, чрез
него легко можно впасть во многие грехи, особенно в распутство (Еф. 5:18). Вино
действует как средство, помогающее проникнуть страстям в еще не заблудшую
совсем душу.
Грех
гнездится не в веществе (каким бы оно ни было), а в сердце человека: «Ибо из
сердца человека исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния,
кражи, лжесвидетельства, хуления: это оскверняет человека...» (Мф. 15. 19,20).
Святые
отцы говорят, что пьянство есть мать всех постыдных дел, сестра любострастия и
кораблекрушение целомудрия. Пьянство — начало безбожия, ибо оно омрачает разум,
которым обыкновенно наиболее познается Бог.
Святитель
Иоанн Златоуст определяет пьянство как: «... — несчастье, над которым смеются,
болезнь, над которою издеваются; произвольное беснование, которое хуже
умопомешательства». А святитель Василий Великий утверждает, что «пьянство — это
добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу».
В
православном понимании, по учению Священного Писания и святых отцов, трезвость
— это «христианская умеренность в употреблении пищи и пития, равно как
особенная, непрестанная бдительность над собою в охранении души и тела от
всяких нечистых и греховных мыслей, пожеланий и дел». «Трезвитесь, бодрствуйте,
потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить», —
предостерегает апостол (1 Петр. 5. 8). «Трезвение есть хранение ума и чистота
сердца», — поясняют святые отцы прп. Исихий и авва Евагрий: «Страх Божий хранит
душу; трезвение же утверждает ее».
Сущность
алкоголизации
Сегодня
пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности,
заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения
уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду. По определению
митрополита Антония Храповицкого: «Пьянство ( алкоголизм.) есть производное
явление иных страстей, иногда не вполне ведомых своей жертве...».
Пьянство,
равно как и алкоголизм, бывает виной многих тяжких грехов. По словам святителя
Тихона Задонского:
«Оно
порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами,
сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать,
льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно
разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как
свиньи в болоте, — словом, делает человека скотом, словесного — бессловесным,
так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто
изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: «Диавол ничего так не любит, как
роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как
пьяницы»
В
Православии давно известно, что причиной алкоголизма является духовное
заболевание — гордость. Одним из ее проявлений в человеческой природе считается
такое качество как своеволие. Люди с алкогольной зависимостью — своевольные
люди. Они не могут видеть себя со стороны. Внутренне, в душе алкоголик не
выносит (не терпит) контроля людей и Бога. Он, алкоголик, «есть и будет
хозяином своей судьбы». Ум его закрыт для восприятия других идей, утверждений,
знаний.
Алкоголизм
не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить
избавиться от пагубного пристрастия
Cам
по себе алкоголизм — это поражения человека сразу в нескольких плоскостях:
Духовной — поскольку это
страсть
Психологической — поскольку
образуется психологическая зависимость от алкоголя, хочется получать
удовольствие, а это подпитка греха пьянства
Медицинской (биологической)
— поскольку при больших сроках и количестве употребления алкоголя алкоголь
входит в обмен веществ
Социальной — поскольку
человек становится законченным эгоистом и ему все равно что происходит вокруг,
если нет алкоголя
Постоянное
употребление алкоголя приводит к тяжелому заболеванию — алкоголизму или
алкогольной зависимости, в основе которого лежит хроническое отравление
организма алкоголем. Это хроническое отравление постепенно формирует
психическую и физическую зависимость от спиртного и вызывает патологию
внутренних органов, нарушение обмена веществ, центральной и периферической
нервной системы, психическую и личностную деградацию.
Различают три
стадии алкоголизма.
Первая — стадия
психической зависимости. В этой стадии для человека становится привычным
употреблять алкоголь с целью забыть о неприятностях и невзгодах, облегчить
контакт с окружающими, расслабиться. Кроме того, в этой стадии у человека
понижается порог чувствительности к алкоголю, то есть, чтобы достичь желаемого
уровня опьянения ему требуется доза в 2-3 раза больше, чем прежде. Исчезает
рвотный рефлекс, являющийся защитным механизмом организма при отравлении
алкоголем.
Вторая — стадия
физической зависимости. Регулярное злоупотребление алкоголем приводит к
изменению биохимических процессов организма, в результате регулярное
поступление алкоголя в организм становится необходимым для его нормального
функционирования. При отсутствии поступления алкоголя в организм у человека
возникают психические расстройства, головная боль, жажда, потеря аппетита,
мышечная дрожь, раздражительность, агрессия.
Третья — стадия
деградации личности. Человек становится безразличным к родным и близким,
пренебрегает самыми элементарными правилами морали и этики, равнодушно
относится к своему поведению. У него ухудшается память, снижается интеллект.
Особая
опасность алкоголизма состоит в том, что даже Господь не может сделать человека
непьющим — ведь человек наделен свободной волей. Поэтому прекратить пить может
только сам человек. Человеку, который встал на путь излечения, который хочет
порвать со страстью винопития, нужно знать и запомнить: даже если он избавится
от недуга, он не перестанет быть больным. И даже прикасаться к спиртному ему
категорически запрещено. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных
алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно
называют себя алкоголиками. Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить,
также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».
Общее дело по
утверждению трезвости
Когда
во второй половине XIX века в связи с расширением промышленного производства и
повсеместной продажей водки пьянство превратилось в России в социальное
бедствие, Церковь благословляла принятие обетов трезвости, поддерживала
создание обществ трезвости.
Святейший
Синод в 1859 году своим указом благословил священнослужителям «живым примером
собственной жизни и частым проповедованием в Церкви Божией о пользе воздержания
содействовать возникшей в некоторых городских и сельских сословиях решимости
воздерживаться от употребления вина».
Церковь
считает заботу о духовном здоровье человека своим долгом и содействует
утверждению трезвости в обществе и профилактике алкоголизма. В 1913 году, по
инициативе служителей Православной Церкви, был проведен первый Российский День
трезвости. Решением Святейшего Синода от марта 1914 года было принято ежегодное
празднование Всероссийского Дня Трезвости — 11 сентября (по новому стилю).
Именно
в этот день православные христиане отмечают день Усекновения главы святого
Пророка Иоанна Предтечи, во время которого следует соблюдать строгий пост. В
России в эти дни закрывались все винные лавки и прекращалась продажа
алкогольных напитков. В православных храмах проводились крестные ходы и
читались воззвания о важности и значимости трезвого образа жизни, а затем
проводился молебен Иоанну Крестителю. Каждый желающий мог дать обет трезвости,
который благословлялся священником.
В
настоящее время в храмах проводятся акции «Поставь свечу об исцелении
страдающих недугом пьянства», а желающие получить выздоровление от напасти
возносят молитвы к иконе «Неупиваемая Чаша», дарующей исцеление от болезней,
алкоголизма и наркомании. Священники рекомендуют провести этот день в действии
— сходить в храм, поставить свечу и помолиться за всех, страдающих недугом
пьянства.
Важным
средством борьбы с пьянством, как и со всяким грехом, является участие
страждущих в церковной жизни, Таинствах Церкви, ежедневная личная молитва,
исполнение постов, чтение Священного Писания и творений святых.
25
июля 2014 года Священным Синодом Русской Православной Церкви принята Концепция
РПЦ по утверждению трезвости и профилактики алкоголизма. В этой деятельности
церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и
отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма, реабилитации и
реадаптации лиц, страдающих алкогольной зависимостью. При этом сотрудничество
возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не
противоречит вероучению Православной Церкви и действующему законодательству.
Библия
учит нас тому, что греховно «все, что обладает» человеком (ср. Откр. 22:15).
Храм Божий — будь то наше тело и наша душа — свят, и соприкосновение с нечистым
может его осквернить «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в
вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а
этот храм — вы» (1 Кор. 3:16-17). И, пожалуй, самое страшное — это то, о чем
предупреждает нас святитель Иоанн Златоуст, говоря: «Главное зло пьянства в
том. что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных
благ, так что вместе с позором на земле, страждущих этим недугом и на Небе
ожидает тягчайшее наказание».
Александр А. Соколовский
Комментарии
Отправить комментарий